Российская Академия Наук
Институт истории
естествознания и техники им. С.И.Вавилова
Центр исследований
научно-образовательной политики
Проектный центр «Докса»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конференция состоится 30
ноября 2006 года
В «Зеленом зале» в высотном
здании Президиума РАН по адресу
Ленинский проспект, д. 32 с
10-00 до 17-00. 
Оргкомитет конференции:
 
Председатель
оргкомитета – А.В.Постников, проф., д.т.н., Директор Института истории
естествознания и техники РАН;
Члены
оргкомитета: 
В.И.Бочкарев,
д.п.н., проф., Государственный социальный университет;
И.А.
Литвененко, к.э.н., руководитель Общественно-политического проекта «Собрание
родителей»;
Д.Л.Сапрыкин,
к.ф.н., Руководитель Центра исследований научно-образовательной политики
при  ИИЕТ РАН;
И.Е.Сироткина,
к.и.н., Институт истории естествознания и техники РАН;
И.А.Хоменко,
к.псих.н., зав.кафедрой Российского государственного педагогического
университета им.Герцена;
А.В.Юревич,
д.псих.н., член-корреспондент РАН, зам.директора Института психологии РАН.
 
Программа конференции:
 
10-00
– 10-30 Регистрация участников
 
10-30
– 12-30. Круглый стол «Государство и общество как субъекты образовательной
политики». 
 
Вводное
слово руководителя Оргкомитета, директора ИИЕТ РАН, проф. Д.т.н.,
А.В.Постникова.
 
Вводное
слово ведущего круглого стола зам.директора Института психологии РАН,
члена-корреспондента РАН А.В.Юревича
 
Заранее
заявленные выступления:
 
Игумен Августин (Анисимов), Русская Православная Церковь, «образование как системообразующая категория» И.А.Хоменко, к.псих.н., зав. кафедры РПГУ им. Герцена "Государственно-общественное управление образованием: проблемы и перспективы"
 
В.И.Бочкарев,
д.п.н., проф., Государственный социальный университет
«Государственно-общественное управление образованием: 1988 – 2006 гг.
предварительные итоги.
 
М.Н.Лазутова,
проф., д.и.н., руководитель аппарата комитета Государственной Думы
«Интеграционные процессы в СНГ и государственно-общественное управление
образованием»
 
И.А.Литвененко,
к.э.н., Руководитель общественно-политического проекта «Собрание родителей», «О
реализации общественно-политического проекта «Собрание родителей».
 
А.Н.Савельев,
проф., д.полит.н., депутат Государственной Думы «Государственная
образовательная политика: политический аспект» 
 
12-45
– 13-15 Кофе-брейк. 
 
13-15
– 16-00 Доклады по теме Конференции. 
 
Заранее
заявленные доклады:
 
Д.Л.Сапрыкин,
к.ф.н., Руководитель Центра исследований научно-образовательной политики
при  ИИЕТ РАН «Принципы государственной
образовательной политики: историко-философский анализ»
 
Т.А.Полозова, к.псих.н., проф. Академия государственной службы при Президенте РФ, действительный член МААН А.Н.Муравьёв, Доцент кафедры истории философии РГПУ им.Герцена, «О цели, содержании и предпосылках модернизации российского образования»
 
А.Н.Самарин доцент Московского государственного
института международных отношений МИД РФ, член-корреспондент Всемирной Академии
наук  комплексной безопасности (ВАНКБ),
«Производство знаний в России перед лицом разрушения»
 А.Ю.Андреев, проф., д.и.н., Исторический факультет Московского Государственного Университета, "Опыт усвоения идей "классического университета" в России XIX - начала XX века"
 
А.А.Иваненко Антон Александрович, Преподаватель РГПУ и. Герцена «Понятие образования и воспитания у И.Г.Фихте как инновационный проект»
 
А.А.Печенкин,
проф., д.ф.н., зав сектором Института истории естествознания и техники им.
С.И.Вавилова. «Передовое высшее техническое образование в России: история и
современность»
 
Ключарев Валентин Викторович, с.н.с.
Института проблем химической физики РАН, Черноголовка, Еременко Геннадий
Олегович директор Научной электронной библиотеки (НЭБ), «Информационная
закрытость российской системы производства и передачи  знаний как проблема на пути к формированию отечественного
инновационного потенциала в РФ".
 
П.Г.Белов,
доцент МГТУ им.Баумана «Образовательная политика в интересах национальной
безопасности России»
 
Регламент: 10-15 минут – доклад, выступление в процессе
дискуссии 3-5 минут. 
Проект
резолюции конференции
«Государственная образовательная политика: история и современность»
 
1.Участники конференции
«Государственная образовательная политика: история и современность»
поддерживают провозглашенную в Послании Президента России 2006 года
стратегическую линию на развитие гражданского общества, создание
конкурентоспособного образования и инновационной  экономики, а также борьбу с коррупцией.
Исторический опыт и
современная ситуация показывают, что практическая реализация основного принципа
государственной политики в сфере образования, принципа открытого
демократического государственно-общественного управления образованием предоставляет
реальную возможность взаимодействия государства и общества в разработке и
осуществлении  эффективной и
ответственной образовательной политики и является фактором инновационного
развития страны и формирования гражданского общества.
Конкретным примером необходимого позитивного взаимодействия родительского сообщества и органов государственной власти по созданию открытой демократической государственно-общественной системы управления образования в общеобразовательных учреждениях в настоящее время является Общественно-политический проект «Собрание родителей», представленный на конференции.
 
2. В советский период
Российская Академия Наук была фактически полностью отделена от образования.
Обозначенное (в том числе в выступлениях руководителей нашей страны М.С.Горбачева,
Б.Н.Ельцина и В.В.Путина) движение к интеграции науки и образования пока далеко
от своего завершения, что обусловлено рядом системных причин. Ответственное
участие академической науки в разработке и осуществлении государственной
образовательной политики должно носить межведомственный и междисциплинарный
характер, а также требует существенного изменения сложившихся подходов в
управлении сферой образования и науки и создания организационных механизмов и
должно строиться на принципе открытого демократического
государственно-общественного сотрудничества.
 
3. В целях практического
воплощения основного принципа реализации государственной образовательной
политики и создания реальных механизмов открытого демократического
государственно-общественного управления образованием участники конференции
считают необходимым обратиться к руководству Российской Академии Наук с
предложением об учреждении в составе Академии межведомственного
междисциплинарного экспертного Совета по реализации государственной образовательной
политики.